Гитлер планировал взять Ленинград не позже осени 1941 года. Точнее, взять и превратить в пустырь. В директиве No 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» сказано: «Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса».
Военная блокада Ленинграда немецко-фашистскими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии длилась 872 дня - с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Передний край обороны Ленинграда проходил в трех километрах от Колпино, здесь сражались бойцы легендарного Ижорского батальона. Он был сформирован из рабочих Ижорского завода в конце августа 1941 г., включал в себя пулеметно-артиллерийский батальон.
С 14 по 17 сентября немецко-фашистские части пытались с боем прорваться через Колпино к Ленинграду. Почти двое суток длился жестокий бой, временами переходивший в рукопашные схватки. Планы гитлеровского командования были сорваны, линия фронта стабилизировалась примерно в 4-7 км от города. В январе 1944 г. Ижорский батальон вместе с другими частями перешел в наступление и участвовал в боях по окончательному снятию блокады Ленинграда. Потери, которые понес Ленинград за 28 месяцев осады, были ужасающими. Поданным из различных источников, в блокадном Ленинграде погибло до 1 миллиона 200 тысяч жителей. На Нюрнбергском процессе было объявлено о 650 тысячах жертв. Из них лишь три процента погибли в результате авианалетов и артобстрелов, остальные умерли от голода.
Утонченный северный Ленинград превратился в город-призрак, где люди умирали в буквальном смысле слова на ходу, где трупы лежали повсюду во дворах и на улицах, где умереть было легче, чем продолжить жить, и все-таки выжили и победили.
В учебниках, книгах и фильмах о войне подвиг ленинградцев назван беспримерным, что является абсолютной истиной. Наиболее отчетливое и зримое представление дают все же не книги и фильмы, даже самые лучшие и правдивые из них, а рассказы людей, которые были там, в блокадном Ленинграде.
Аркадий Борисович Николаев, председатель Карпинского городского народного суда с 1970 по 1977 г.г., житель блокадного Ленинграда, ветеран труда и Великой Отечественной войны, рассказал свою историю.
«Наша семья Николаевых - коренные жители города Колпино. Отец - Николаев Борис Михайлович, рабочий Ижорского завода, участник войны с белофиннами. Мать- Николаева Евгения Васильевна, служащая Ижорского завода. Жили мы в собственном доме в городе Колпино, на территории, именуемой «Балкань».
29 августа 1941 года разорвался первый вражеский снаряд. Сразу пострадали 50 человек, погибли женщины и дети. С этого момента начался систематический обстрел города. Врагом уже были заняты соседние города: Пушкин, Павловск, Петергоф. Отец ушёл добровольцем на фронт. В магазинах продуктов крайне мало и отпускают их по продовольственным карточкам. На огородах, которые стали передовой, остались неубранные овощи. Но как их добыть? Непрерывные налёты авиации, фашистские самолеты летают низко. Летчики нагло высовываются из кабин и прямой наводкой из пулеметов расстреливают мечущихся внизу женщин и детей.
В наш дом попала авиационная бомба и разнесла здоровенную домину в щепки, оставив на месте дома огромную, глубокую воронку. Люди вынуждены были скрываться в убежищах, подвалах, окопах, землянках. Быстро наступившие тогда суровые холода, смерть от голода и обстрелов унесли жизни многих. По карточкам выдавали по 125 граммов хлеба на человека в день. Стали зверствовать мародеры, людоеды, предатели и шпионы.
Отец мой воевал тогда на Пулковских высотах. Бабушка, мама, брат Лёва, младший братишка Алексей, в возрасте полутора лет, и я, в возрасте около трех лет, были эвакуированы в Ленинград. Мы прошли по Невскому проспекту от Московского вокзала до моста Лейтенанта Шмидта, мимо ресторана «Астория» возле Исаакиевского Собора, и за мостом нас поселили жить на корабль. Но и здесь был пронизывающий холод, обстрелы с воздуха, бомбежка, голод, что делало невыносимым проживание на плавучем доме. Отец отпросился у командования, приехал и определил нас на квартиру, на 15-ой линии Васильевского острова, кроме того, маму устроил на работу на металлический завод.
Хоть я был совсем мал, помню большую густонаселенную квартиру, где люди, словно серые тени, замотанные в тряпьё, снуют по углам. Слышны крики, стоны. Все это вызывало невыносимый ужас. На улицу выйти было невозможно: лестница широкая, высокая, скользкая, вся сплошь залитая мочой и калом, тут же лежат трупы людей, невозможно ступить ногой. Внутри двора-колодца тоже штабеля трупов. Они везде: сидят и лежат на скамейках, прямо на тротуарах. В Ленинграде, на Васильевском острове, в годы блокады города немецко-фашистскими войсками мы прожили около двух лет.
Мой отец, Николаев Борис Михайлович, погиб в бою в ночь с 17 на 18 января 1942 года под Колпино. В блокаду умерли от голода и холода моя бабушка и младший брат, а от бомбёжек и артобстрелов другие родственники. Много их умерло вскоре после снятия блокады от последствий голода, болезней и ранений».
Защитники Ленинграда и жители блокадного города проявили беспримерное мужество, невероятную стойкость. На их долю выпали тяжелейшие испытания, но ничто не сломило волю ленинградцев к победе. Каждый день блокады вошел в историю как пример величия человеческого духа, преданности и любви к своему городу и своей стране. Выстоять Ленинграду помогала вся страна. Город защищали представители всех регионов нашей Родины. По льду Ладожского озера с «Большой земли» в осажденный город шли машины с продовольствием. Эвакуированных ленинградцев принимали жители других городов и областей, сотни блокадных детей-сирот обрели новые семьи. Среди эвакуированных была и семья Николаевых, вернее, лишь часть семьи, которой удалось выжить.
Сколько бы лет ни прошло с января 1944 года, мы всегда будем помнить защитников, тружеников и жителей блокадного Ленинграда, где бы они ни жили.
Аркадию Борисовичу, ветерану Великой Отечественной войны, знак «Жителю блокадного Ленинграда» стоит дороже всех наград. Ведь за ним мужество и отчаянное желание выжить! Выжить для того, чтобы сегодня рассказать современникам об ужасах блокады, о героизме и патриотизме советских людей.
Низкий вам поклон, дорогие ветераны Великой Отечественной войны и блокадники! Примите самые искренние пожелания счастья, крепкого здоровья, долгих лет жизни, тепла, внимания, заботы и любви родных и близких.
Е.Н. Торгашина, судья Карпинского городского суда