После того, как жители Карпинска узнали о приговоре врачу-онкологу ЦГБ, которому вынесли обвинительный приговор за смерть пациента, комментарии в социальных сетях «Вечернего Карпинска» буквально взорвались от количества сообщений: подавляющее большинство людей недовольно тем, что карпинская больница лишается единственного врача-онколога и занимается тем, что именуется как виктимблейминг – это когда жертве какого-либо инцидента вменяется полная или частичная вина в случившемся.
В тех же комментариях мы увидели призыв организовать в редакции «Вечерний Карпинск» сбор подписей в поддержку врача. Поэтому считаем нужным сразу прояснить позицию редакции. Если у отдельных работников «Вечернего Карпинска» и есть какое-то личное мнение по тем или иным вопросам, то в работе над публикациями на сайте и в газете оно не отражается. Ключевая позиция редакции – нейтралитет, который мы стараемся сохранять настолько, насколько это возможно. Поэтому, возвращаясь к вопросу о сборе подписей, если он будет кем-либо и где-либо организован – мы об этом напишем. Сама же редакция не будет организатором, так как не выступает в поддержку ни одной, ни другой стороны. Мы просто пишем, что происходит.
А происходит сейчас следующее: врач-онколог Ашим Талантбек по приговору суда лишен права заниматься врачебной деятельностью на три года за то, что выписал пациенту направление на противопоказанную ему процедуру МРТ, после которой пациент скончался. По информации с официального сайта ЦГБ, Ашим Талантбек был единственным врачом в карпинской больнице, у которого есть онкологическая специализация. На фоне многолетней проблемы с дефицитом медицинских кадров многие жители Карпинска возмущены тем, что город лишается врача, пусть и не безосновательно.
Вот некоторые из комментариев:
-
«Человек работал и за онколога, и за хирурга, и за травматолога. И что получил? Кому «спасибо» сказать? А что делать теперь онкобольным?» – Людмила Израилевская.
-
«Город остался без врача, который знал свое дело» – Наталья.
-
«Это хороший врач, интеллигентный и воспитанный человек. А какая на нем нагрузка сумасшедшая: и хирургическое отделение, и приемное отделение и прием в поликлинике, ночные дежурства. На это надо было напирать в суде! С такой нагрузкой наверное не до чтения карт, на прием 10-15 минут дается. Эх, как жалко-то!» – Вера.
-
«Ашым хороший доктор. А таких, к сожалению, у нас в Карпинске очень мало. Если бы Ашым был таким плохим врачом, люди бы в комментариях так называемого «убийцу» стали бы защищать? Думаю, нет. Ни одну жизнь спас человек, а такая несправедливость!» – читатель под ником Йося.
Ситуацию резонирует еще и тот факт, что погибший пациент – отец мэра города Андрея Клопова. Поэтому многие горожане связывают наказание для врача именно с должностным статусом ближайшего родственника погибшего. Иными словами часть людей считает, что потерпевшая сторона «нашла крайнего» и будь на месте умершего пациента самый обычный человек, никакого уголовного преследования в отношении врача бы не велось и последний остался на своем рабочем месте.
Пара комментариев для примера:
-
«Был бы пациент другим человеком - врачу ничего бы не было» – Кристина Фраш.
-
«Нашли козла отпущения. Талантбек не только замечательный хирург, но и человек хороший. Сколько людей вытащил с того света. Я согласна, что бумеранг вернется. Ошибки есть у каждого врача. Наш мэр своими руками губит город. Теперь сам будет лечить сотни больных людей? В том же Краснотурьинске наши жители никому не нужны. На себе испытала» – Елена.
Кроме того, в сети набралось достаточно комментариев с мнениями о виновности врача. Многие не согласны с решением суда и свое несогласие мотивируют тем, что пациент сам должен был знать, что проходить процедуру МРТ с кардиостимулятором строго запрещено. В случившемся обвиняют как самого пациента, так и его родственников, которые не проследили. Здесь и имеет место вышеупомянутый виктимблейминг.
-
«А сам пациент и его родственники неужели не знали, что ему противопоказано МРТ? Повесили всех собак на Ашыма» – Светлана.
-
«А больной и родственники не знали, что у него кардиостимулятор стоит и читать не умеют, что на кабинете написано? Проще кого-то выставить крайним, особенно сидя у власти. Бред полный» – Ольга.
Также наши читатели задаются вопросом, почему крайним сделали именно (или только) врача-онколога карпинской ЦГБ, ведь процедура МРТ проходила в Краснотурьинской больнице, где перед ее началом пациента должны информировать о противопоказаниях: «А тот, кто проводил МРТ? Ему ничего?», «Перед МРТ ни один раз спрашивают про инородные тела, ну серьезно», «А те, кто делал МРТ, в стороне остались, нашли крайнего» – пишут люди.
Все сказанное резюмирует следующий комментарий:
«Да в Краснотурьинске 100 раз спрашивают про стимулятор. В Карпинске анкету заполняешь, которая к направлению прикрепляется. При чем тут Ашим? Нашли козла отпущения. В онкологии своя картотека. Вопрос: где были родные пожилого пациента? Свалили всю вину на Доктора. Почему мы сами предупреждаем о своих проблемах и болячках, а тут он должен был выискивать противопоказания. Имейте совесть. Вашего отца не вернуть, а человеку жизнь портите ни за что, за свою безответственность, а город остается без онколога, Доктора и Человека с большой буквы» – пишет Елена, как бы из комментариев обращаясь непосредственно к мэру города.
Среди сотен комментариев можно найти и те, где выражается мнение, противоположное направлению большинства. Вот, например, Андрей пишет: «Врач должен все знать и должен читать медкнижку пациента. При том он в возрасте, пациент, и не нужно заступаться за таких врачей, которые не знают ничего».
И еще пара комментариев с мнением людей, согласных с приговором суда:
-
«У этого доктора рецидив - уже второй смертельный случай по халатности, похоже на систему. Если не остановить этого доктора, кто будет следующим, чей папа или мама? Кто готов к таким потерям ради такого распрекрасного доктора?» – Наталья Геннадьевна.
-
«Зашибись, врача жалко, а пациента нет? Еще и вину не признал. Сколько загублено жизней из-за халатности и равнодушия!?» – Любовь Васильевна.
Обсуждения темы в соцсетях продолжаются, а приговор суда, который был вынесен 9 июня, в законную силу пока не вступил и еще может быть обжалован в вышестоящем, областном суде. Тем более, что сам Ашим Талантбек свою вину не признал и с приговором не согласен.
К теме вернемся.